Елена Анатольевна Тихонова, музыкальный руководитель

Консультация «Музыкально-ритмический круг»

Музыка, пение имеет огромное значение в жизни детей в дошкольном образовательном учреждении. Песней начинается день, песней он и заканчивается.

Для музыкального сопровождения используются мелодич­ные, нежные инструменты, из которых звуки извлекаются прямо на глазах детей. Это арфочки, лиры, кантеле, металлофоны, ксилофоны, треугольники, колоколь­чики и т. п.

Самым главным инструментом для маленьких детей является человеческий голос. Красивое мелодичное пение на ребенка действует самым благодатным образом. В основном  подбираются  песенки в пентатонике, близкой природе маленького ребенка. Есть также много прекрасных народных песен, которые созданы по другому принципу. И мы их тоже используем. Например, песня «Как по морю, как по морю, как по морю-морю синему...» завораживает детей, они любят ее слушать и поют сами.

Помимо песен, которые исполняются в течение дня, у нас есть и специальное ежедневное событие, называемое «музыкально-ритмический круг, или хоровод». Это му­зыкально-литературная композиция, исполняемая в кругу и сопровождаемая движениями в соответствии с текстом. В хоровод могут входить песни, стихи, пальчиковые или подвижные игры, считалки и даже сказка, если она входит в сюжет хоровода. Хоровод может быть сложным или простым, смотря для каких целей он проводится. Дети вместе с воспитателем ходят, бегают, прыгают, стоят и сидят, ку­выркаются и лежат на полу, по нескольку раз меняя положение тела в ходе музыкально-ритмической игры. Движение по кругу осуществляется по ходу солнца. Это может быть движение к центру круга и от центра, по спирали, змейкой и т. п. Словесные образы передаются движением рук, тела, походкой, т. к. дети подражают движению взрослого, будучи от рождения велико­лепными имитаторами и пародистами. Они вовлекаются в любые движения, повторяя действия воспитателя.

Музыкально-ритмический круг длится минут 15—20 и является одним из главных составляющих каж­дого дня в детском саду, так как разнообразно воздействует на развитие физичес­кой и душевной сущности ребенка. В игре ребенок проявляет свободно свою волю и реализует себя при этом через речь, мышление, социальные контакты. В хороводе эти и многие другие психические процессы целенаправленно развиваются через подражание воспитателю. Благодаря длительному повседневному повторению одного и того же хоровода у ребенка развивается память и формируется воля.

Далеко не каждый ребенок готов включиться в хоровод: встать в общий круг, взяться за руки — это социальное упражнение. Обычно находятся один-два ребенка, которые предпочитают в это время играть с игрушками или просто бегать, чем могут разрушить все занятие. В этом случае один воспитатель про­должает спокойно вести хоровод, а помощник воспитателя садится с ребенком вне круга, чтобы тот смотрел, как красиво дети все делают. Так, не заставляя ребенка, воспитатель заинтересовывает его, приучает к порядку. Через некоторое время он и сам захочет встать в круг.

Стихи и песни для композиции подбираются так, чтобы сюжет и слова были зримы. Этому помогают движения, жесты воспитателя, его голос, интонация, выразительность исполнения. В композицию с учетом всего этого включаются элементы противоположных ощущений и переживаний ребенка: боль­шое и маленькое, легкое и тяжелое, высокое и низкое, быстрое и медленное, тихое и громкое, веселое и грустное, движение и покой и т. д.

Чтобы создать хороший хоровод, который помогал бы каждому ребенку гар­монизировать свое существо, «добавить недостающее и усмирить избыточное», необходимо учитывать особенности детей, составляющих группу, их возраст, ха­рактеры, возможности и т. п. В связи с этим педагог старается поставить правильные цели: чего он хочет для каждого ребенка в данной деятельности? Например, ребенку, который постоянно находится в неуправляемом, хаотичном движении, надо по­мочь собраться, сделать вместе с другими осмысленные и спокойные движения. И наоборот — ребенку, который замкнут, необщителен, надо помочь преодолеть эти состояния.

Хоровод обычно соответствует времени года или, скажем, предстоящему празднику, и от этого зависит выбор темы. Таким образом, дети естественно включаются в смену времен года и переживают во всей полноте их сущность: холод зимы, пробуждение природы весной, цветение летом, засыпание осенью.

Педагоги стремятся к тому, чтобы дети смогли пережить в хороводе эти ощущения через движение, слово и музыку.

Кроме того, в некоторых хороводах достаточно подробно и последователь­но через песню и соответствующие движения раскрывается содержание таких видов человеческого труда, которые являются основными с древнейших времен и до наших дней: сев, жатва, молотьба, сбор урожая, работа сапожника, портного, кузнеца, дровосека, садовника. В хороводе можно также показать катание на лодке, ужение рыбы, поездку на лошади, в санях. Это может быть лепка снежной бабы, игра в снежки, сбор грибов, ягод, цветов и т. д. Воспитатели  придумывают  хороводы, связанные с жизнью разных животных, рыб, на­секомых или сказочных существ (эльфов, гномов) или же с элементами природы (река, лес, небо, облака, звезды, солнце, луна).

Для примера рассмотрим один маленький хоровод.


11 января 2024 в 16:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.